Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информационно-коммуникативные технологии

Дата: 2 ноября 2017 в 22:22, Обновлено 31 мая 2023 в 15:40

Что такое интеллект-карта и для чего она нужна?

Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.   Использовать карты ума в работе с детьми дошкольного возраста предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. 

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. 

В практике педагогов    учреждений дошкольного образования  могут  быть  использованы с воспитанниками   так называемые интеллект-карты (другие названия: умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки. 

В чем преимущества использования интеллект-карт?

 Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. 

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство детей дошкольного возраста относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. 

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для детей легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

Использование интеллект-карт также помогает развить: 

  • мелкую моторику рук;
  • любознательность;
  • способность к творческой самореализации. 

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями. 

Актуальность интеллект-карт

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. 

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как: 

  • активность;
  • любознательность;
  • овладение средствами общения;
  • овладение способами взаимодействия.

Создание интеллект-карты позволит педагогу собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

Как правильно делать интеллект-карту?

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил: 

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. 
  • Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. 
  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. 
  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. 
  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. 
  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Варианты создания интеллект-карт 

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: 

  • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; 
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; 
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

 Таким образом, мы видим, что использование интеллект – карты в образовательном процессе   является эффективным методом, способствующим всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Сообщение подготовлено заместителем заведующего Автушко Г.В.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. 

     Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  • Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
  • Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
  • После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Если вы хотите максимально с пользой для ребенка изучать компьютер, то следует запомнить 5 правил:

  • Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
  • В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
  • Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран тряпочкой.
  • Пусть в комнате, где стоит компьютер, будут комнатные цветы, поставьте рядом кактус.
  • Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.

 Согласно Санитарным нормам и правилам

при просмотре телевизионных передач:

  • Размер экрана телевизора по диагонали не менее 51-61см;
  • Высота установки телевизора от пола 1-1,3 м;
  • Расстояние от экрана до воспитанников (зрителей) 4-6м;

Длительность просмотра телевизионных передач не должна превышать:

 для воспитанников 4-5лет – 20 минут;

для воспитанников 5-6 лет – 30 минут.

При просмотре телевизионных передач в вечернее время  необходимо освещение верхним светом, в дневные часы окна должны быть зашторены

Кроме того, необходимо соблюдать следующие требования:

Одновременное использование одной персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) для двух и более  детей не допускается;

  •  Продолжительность непрерывного занятия, игры, связанных с фиксацией взгляда на экране видеомонитора ПЭВМ – 10 минут;
  •  Портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки), видеодисплейный, терминал (ВДТ) (планшеты, электронные книги и др.) в образовательном процессе для деятельности детей не используются;
  •  Использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с  напряженным темпом развертывания событий, жестким содержанием запрещается;
  •  Кратность проведения занятий, игр – не более 2 раз в неделю

Гимнастика для глаз:

  • Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.
  • Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.

Упражнения просты и скоро ребенок сможет их выполнять самостоятельно.

Рабочее место - так же очень важный момент. Организовать его не трудно, но оно обеспечит вашему ребенку комфортные занятия за компьютером. Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.

Сайты, содержащие развивающие компьютерные игры и задания:

http://www.igraemsa.ru

http://bukashka.by

http://www.teremoc.ru

http://www.shum2money.ru

http://345-games.ru

http://www.kindergenii.ru

http://igraem.pro

http://packpacku.com

http://allforchildren.ru

http://romaschki.jimdo.com

http://playshake.ru

http://multoigri.ru

http://klub-drug.ru

https://iqsha.ru

http://detki-d.narod.ru

http://tests.kulichki.com

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.