Маршрут выходного дня для детей и родителей
«Посещение Шумилинского историко-краеведческого музея»
Цель: воспитание у дошкольников патриотизма, уважения и интереса к истории родного края.
Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: пеший
Продолжительность: 1 – 1,5 часа.
Маршрут продвижения: г.п.Шумилино, ул.Короткина, д.14а
Ход экскурсии:
Закрепить знания о музее: Музей – это дом, куда люди приносят и хранят ценные, редкие, старинные предметы. Музеи бывают разные: музей изобразительного искусства, где хранятся различные картины, скульптуры; военные музеи, которые рассказывают нам о военном тяжелом времени и другие. В музее созданы все условия, чтобы надолго сохранить старинные редкие предметы. Мы посетим краеведческий музей, рассказывающий о нашем крае.
Музей об истории городского поселка Шумилино был создан, чтобы исследовать историю и рассказать о ней жителям и гостям этого населенного пункта. Шумилинский историко-краеведческий музей основан 28 мая 1984 года. Открыт для посещения 22 ноября 1986 г. С 31 декабря 1992 г. преобразован в историко-краеведческий. С 1 апреля 2002 г. имеет филиал – музей Обольского комсомольского подполья. Основной фонд музея составляет 9574 экспонатов, научно-вспомогательный - 43613 экспонатов.
Правила поведения в музее: ·
Громко не разговаривать.
· Не бегать, ходить спокойным шагом.
· Не толкаться!
· Не трогать руками музейные экспонаты!
Внимательно слушать экскурсовода! И все запоминать.
Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту:
1. Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
2. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть.
3. Поинтересуйтесь у ребенка: «Что он слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне?
4. Расскажите ребенку, что в музее находятся образцы, находившиеся на вооружении воинских частей и соединений времен Великой Отечественной войны.
5. Спросите у ребенка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно вести себя в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно стать и молча почтить память о погибших людях).
Примерные задания после завершения посещения музея:
1. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.
2. Сделайте вместе с ребенком поделку танка или военной машины.
3. Фото на память.
«Веселая прогулка вместе»:
маршрут выходного дня
«Экскурсия на почту»
Предлагаем Вам совершить экскурсию на почту, которая находится в нашем поселке по адресу ул. Луначарского, 5.
С целью знакомства и формирования представлений о труде работников почтового отделения, о значимости этого социального объекта. Узнать, кто там работает, какие есть отделы. Не забудьте поздороваться с работниками почты и помните, что на почте люди работают и поэтому разговаривать надо тихо, чтобы им не мешать.
(По ходу следования к почте родитель обращает внимание детей на правила поведения на улице, пешеходный переход)
Придя на почту, даем детям некоторое время для самостоятельного осмотра.
Затем знакомим с заведующей почтой, которая расскажет о работе почтового отделения и покажет, чем занимаются на почте сотрудники.
Можно познакомить ребенка с почтальоном.
Задать вопросы:
- Как вы думаете, на почте 1 почтальон? Чем занимается почтальон? Что у него в сумке?
Рассказать о том, что на почте можно не только отправить посылку, но и получить её, если вам кто-нибудь прислал её из другого города. Для этого необходимо иметь извещение и паспорт. Это для того, чтобы вашу посылку не мог получить кто-то другой.
Чтобы ребенок лучше запомнил о труде работников почтового отделения, предложите ему отгадать загадки:
Синий домик у ворот,
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая над крышей
Не для белки, не для мышки. (Почтовый ящик)
Он разносит по домам
Ворох писем, телеграмм,
А в конвертах голубых
Вести от друзей, родных? (Почтальон)
Заучить стихотворение:
Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти.
Оно побежит, полетит, поплывет
Тысячи верст и пути.
Прочитать дома стихотворение С. Маршака «Почта»
Хорошего отдыха!
Маршрут выходного дня «За здоровьем на стадион»
Цель: пропаганда ЗОЖ, обогащение знаний о спортивных объектах.
Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня
Вид экскурсии: пешеходная
Маршрут экскурсии: центральный стадион в г.п.Шумилино
Возраст: 4-6 лет
С собой можно взять: мяч, питьевую воду, головные уборы от солнца, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту,
удобную обувь.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам совершить увлекательную прогулку со своими детьми на центральный стадион в г.п.Шумилино
Возьмите с собой: Рекомендации для родителей:
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
Описание маршрута:
Предложите ребенку вместе прогуляться на городской стадион. Двигаясь по маршруту до места, можно понаблюдать за погодой, природой, при переходе дороги – вспомнить правила дорожного движения. Побеседовать о пользе спорта. В какой форме и обуви надо заниматься физкультурой.
Семейные прогулки связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.
Загадка
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот,
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети. (стадион).
Стадион состоит из нескольких секторов, на некоторых из них проходят тренировки в специальной спортивной одежде и обуви.
Уточните у ребенка:
- Для чего нужен стадион?
- Какие виды спорта они знают?
- Какую они знают спортивную одежду и обувь? (кроссовки, бутсы, кеды, шиповки, чешки и др.)
- Какими качествами должны обладать спортсмены? (силой, смелостью, быстротой, ловкостью, меткостью).
- Чем и когда награждают спортсменов? (кубки, медали)
Остановка №1 «Футбольное поле»
Перед нами большое футбольное поле. Поэтому ходить и бегать по полю можно только в специальной обуви. Внутри двое ворот. Почему?
По краям поля расположены беговые дорожки. На них тренируются легкоатлеты. Вдоль поля трибуны. На них располагаются зрители-болельщики.
Игровое упражнение «Наперегонки». Доставьте своему ребенку радость, пробегите с ним отрезок дорожки наперегонки!
Остановка №2 «Трибуны».
Разрешите ребенку посидеть на трибуне, представить себя зрителем. Напомните о правилах поведения на трибуне во время матча.
Остановка №3 «Сектор для толкания ядра»
Сообщите ребенку о Надежде Остапчук – белорусской толкательнице ядра, бронзовый призер Олимпийских игр 2008 года. Она чемпионка мира и Европы, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь (2005 г), рекордсменка Беларуси (21 м 70 см, Минск 2012).
Остановка №4 «Сектор для прыжков в длину»
Игровое упражнение «Кто дальше прыгнет»
Остановка №5 «Тренажеры»
Расскажите ребенку, для каких групп мышц предназначен тот или иной тренажер. Продемонстрируйте упражнение. Подстрахуйте ребенка, если он изъявит желание позаниматься.
Напомните ребенку о самостраховке, о правилах поведения на турнике.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка:
- Что тебе понравилось и запомнилось?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный альбом «За здоровьем на стадион»!
Ресурсная карта маршрута выходного дня «К АЛЛЕЕ СЛАВЫ»
Цель: формирование основ нравственно-патриотического воспитания, интереса к историческому прошлому свой малой Родины, поселку Шумилино, месту, где ты родился и живешь.
Задачи: продолжать знакомить детей с памятниками, как скульптурными сооружениями, возведенными в честь какого-либо героя войны, развивать желание познать историю поселка в период Великой отечественной войны, напомнить о героях, отдавших жизнь за освобождение поселка, формировать навыки пространственного ориентирования, расширять представления об улицах посёлка, воспитывать желание чтить память о героях войны, воспитывать эмоционально позитивное отношение к родине – месту, где родился и живут родные, к родному поселку, взаимодействовать с родителями воспитанников путем вовлечения их в педагогическое сотрудничество.
Ресурсы:
Фотоаппарат, блокнот, карандаш, продукты для перекуса, питьевая вода, влажные салфетки, аптечка, цветы.
Техника реализации:
1. Накануне познакомить родителей с картой маршрута.
2. Предложить собрать необходимые вещи.
3. По возвращении заполнить альбом наблюдений, сделать зарисовки.
Маршрут:
1. Дом: улица Короткина. Предварительная беседа с детьми о предстоящем маршруте (приложение 1).
2. Остановка парк – детская площадка (Инструктаж по правилам безопасного поведения во время посещения памятника (приложение 2)).
3. Аллея Славы, рассказ о героях войны, возложение цветов
(содержание рассказа родителя (приложение 3)).
4. Памятник погибшим землякам, рассматривание боевой техники (загадывание загадок (приложение 4)).
5. Остановка ГУО «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино» (подвижная игра на спортивной площадке «Вертолеты» (приложение 5)).
6. Дом (делаем дыхательную гимнастику, рассматриваем фото, обобщаем и систематизируем представления о прогулке).
Приложение 1
Предварительная беседа: Ребята сегодня мы с вами поговорим о страшном дне, когда началась война. На нашу Родину напали фашисты. И обычные люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты, мирные люди и дети погибли в Великую Отечественную войну. Но прошло ужасных 4 года и война закончилась. Живущие сейчас люди помнят и чтят своих защитников. Кто из вас знает, как люди сохранили память об этом страшном времени? (люди написали песни, стихи и книги, сняли фильмы, поставили памятники). Да и сегодня мы с вами отправимся к памятнику, который есть у нас в поселке Шумилино.
Приложение 2
Инструктаж по правилам безопасного поведения во время посещения памятника:
1. Правила поведения через пешеходный переход:
- движение по тротуару с правой стороны, не обгоняя взрослых и детей.
2. Говорить в полголоса.
3. Не размахивать руками.
4. Не перебивать говорящего.
5. У памятника соблюдать тишину.
Приложение 3
Рассказ родителя:
«Ребята, 9 Мая все жители нашей страны празднуют День Победы в Великой Отечественной Войне. С того момента прошло очень много лет. В сердце каждого из нас эта дата вызывает радость и горе, счастье, и боль, великую гордость за свой народ, его мужество и героизм.
Стойко и мужественно сражались наши земляки, защищая свою Родину, наш поселок Шумилино. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью. Какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат? Какими они были? (ответы детей: смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными)
- Много героических поступков совершили наши солдаты. Скажите, как называется героический поступок? (подвиг)
- Как называют человека, совершившего подвиг? (герой)
- И сегодня, я предлагаю вам еще раз вспомнить о наших героях, о тех, благодаря кому, мы с вами сегодня можем улыбаться, играть и радоваться жизни.
- Ребята, а вы знаете, что такое памятники? Для чего их возводят? (ответы детей)
Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили героев. Этот памятник «Аллея Славы» посвящен солдатам, которые воевали и отдали свою жизнь за родину.
А сейчас мы послушаем стихи, которые вы выучили в детском саду.
1. Ребенок: «Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер
Ученый иль пастух,
- Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.» (М. Исаковский)
2. Ребенок: Чтит великий День Победы
Вся огромная страна.
В день Победы наши деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ –
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас! (Л. Некрасова)
Давайте и мы поблагодарим погибших воинов за мирное небо над головой. Положим цветы и почтим память минутой молчания.
А теперь продолжим нашу экскурсию.
Приложение 4
Загадки:
Смелым, сильным должен быть,
Крепко Родину любить.
Друзьям помогать
От врага народ защищать.
(солдат)
Она спасает от снарядов,
От взрыва бомб и от ударов
(каска)
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут.
(танк)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое?
(самолет)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(корабле)
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(десантник)
Приложение 5
Игра «Вертолеты»
Дети делятся на две команды. По площадке разложены два обруча, в каждом обруче стоит флажок под цвет обруча (красный, синий или др. цветов) – обозначающий ангар. Детям раздается по две ленты на кольцах одного цвета. Цвета лент соответствуют цвету флагов и обручей. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» дети заправляют вертолёты (наклоняются, заводят мотор (кружат руками перед грудью). По команде: «Взлетаем!» берут ленты за кольца, поднимают руки вверх и летят (разбегаются в разные стороны). По команде «На посадку!» летчики ведут вертолеты и приземляются в свой ангар. Во время следующего полета, взрослый незаметно меняет флажки в обручах. Те дети, которые приземлились в чужой ангар, выбывают из игры. Побеждает та команда, которая быстро займет свой ангар в полном составе или с наименьшей потерей лётчиков.