Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методический весник

Дата: 19 января 2018 в 13:46, Обновлено 26 июля 2024 в 16:36

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Консультация

для воспитателей дошкольного образования,

воспитателя персонального сопровождения,

узких специалистов

  Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста всегда являлась актуальной. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

   Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

   Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

  Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

   Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.

   Технология визуализации учебной информации выступает как современная педагогическая технология и используется многими педагогами в современных образовательных учреждениях. Визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие аспекты:

  • комплекс учебных знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

    Технология визуализации учебного материала основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

      Системная мыслительная деятельность человека выражается различными знаковыми системами: языковыми; символическими; графическими. Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

    Принцип визуализации учебного материала предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • компактно изложенный материал может помочь более предметно усвоить словесное сообщение или построить ответ на поставленный вопрос;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной преподавателем информации;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

   Принцип визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Вследствие чего к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. Известно, что учебный материал большого объема запоминается с трудом.

    В учебном процессе всегда применяли самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности обучающихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

    В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации.

1. Таймлайн (от англ. Timeline - буквально «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов - управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

   Двадцатый век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. Представление информации выражается в детальном описании явлений, в больших текстах и подробном изложении ситуаций, умозаключений, размышлений. В двадцать первом веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей города), карты, пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это - наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

   Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном виде. Это иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий, схемы, таблицы или карты можно назвать образцами учебной инфографики.

   Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату - озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними [2]. Опорные схемы В.Ф. Шаталова, их смысл, были известены непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным.

   В современном образовании идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментарии преподавтеля), причем весьма эффективно. Инфографика позволяет говорить на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления человека, так и особенностям восприятия информации.

   Основная функция инфографики - информировать, представлять большой объем информации в  организованном виде, удобном для восприятия.

По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:

  • числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми;
  • расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован;
  • процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.
  • статичная инфографика - одиночные изображения без элементов анимации;
  • динамическая инфографика - инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации;
  • интерактивная инфографика - вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
  • аналитическая инфографика - графика, подготавливаемая по аналитическим материалам, аналитика проводится по данным экономических показателей и исследований;
  • новостная инфографика - инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;
  • инфографика реконструкции - инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

В практике использования инфографии в учебном процессе могут быть следующие задания для обучающихся:

  • опиши представленного персонажа (событие) в картинке или рисунке;
  • представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
  • составь рассказ (план);
  • дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

   Целенаправленное восприятие с использованием инфографики предполагает запоминание информации с опорой на графические образы; отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала; способ делиться знаниями и результатами обучения; способ обработки данных исследований; развитие критического мышления; формирование навыков функционального чтения.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

  • анализ инфографики, созданной учителем или преподавателем;
  • создание инфографики обучающимися, под руководством преподавателя, на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

   В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Обучащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировка выводов, обобщение и постановка вопросов к представленной информации.

    Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на четыре вопроса:

1. Какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы поняли обучающиеся?

2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?

3.Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?

4.Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления обучающихся?

   Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.

Процесс создания инфографики включает следующие этапы:

1.Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.

2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах - текст, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.

3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики, таблицы, гистограммы.

4.Построение доступной визуализации. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) – презентация, слайды, картинка, видеоролик.

     Использовании инфографики в образовательном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход к самообразованию. Современные технологии инфографики позволяют решать такие дальнейшие задачи:

переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.);

формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.);

автоматизированного контроля знаний.

  Итак, визуализация учебной информации, использование инфографики в образовательном процессе, ее графическое представление выступает неотъемлемой частью процесса обучения и одним из способов современного образования человека.

Список использованных источников

1.Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663.–

2.Шаталов,В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.

3.Ермолаева,Ж.Е., Герасимова,И.Н., Лапухова,О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.–2014. –№ 11. [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.

4.Инфографика // Википедия[Электронный ресурс].–Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2015.

Подготовила  заместитель заведующего Автушко Г.В.

 

Консультация  для педагога

«Скрайбинг» в учреждении дошкольного образования

  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.   Одной из  эффективных технологий, которая способствует  повышению качества речевого развития воспитанников  является  технология скрайбинг.

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги).

Скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно привлечь внимание  воспитанников, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главное в изучаемом материале.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. 

Разновидности скрайбинга

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

 1.Скрайбинг рисованный.       (Рука человека ( ребенка)  рисует  картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом).

2.Скрайбинг - аппликация.      ( На лист бумаги или любой другой фон  выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту).

3. Скрайбинг магнитный.        ( Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску).

4.Скрайбинг компьютерный.   (При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы).

В технологии  «скрайбер» может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Как пример, вы учите с  ребёнком стихотворение на Новый год.  Оно написано буквами. Но ребёнок не умеет читать, поэтому ему сложно запомнить текс.  Попробуйте применить технологию  «скрайбинг»

Возьмём  следующий текст: «Елочка» Н.Нищевой.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Для детей дошкольного возраста можно использовать не только нарисованный «скрайбинг», но и аппликационный  и магнитный. Полезным развивающим занятием с детьми станет «экранизация» сказки, стихов. Использование  технологии «скрайбинга» с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, «скрайбинг» весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании «скрайбинга», у них развивается критическое и образное мышление.

Эффективность использования технологии «скрайбинг»  в том,  что она  развивает  память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования технологии визуализации «скрайбинг» расширяется  не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.

«Скрайбинг» немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для «скрайбинга» многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!  

                                                                                                                                                        Подготовила  Автушко Г.В.

Консультация для воспитателей

Тема: «Особенности реализации содержания образовательной области учебной программы дошкольного образования «Элементарные математические представления»

Осуществить реализацию содержания образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования позволяет технология алгоритмизации процесса формирования элементарных математических представлений у воспитанников учреждений дошкольного образования, которую можно определить, как четкую, научно обоснованную логическую последовательность этапов, действий, правил, форм решения педагогическим работников.

Формирование математических представлений, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия и определенной логики познания. Поэтому, чтобы своим неправильным или несвоевременным вопросом, заданием не поставить ребенка в тупиковое положение, а, наоборот, спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, почувствовать радость успеха воспитатель должен соблюдать определенную последовательность действий, вопросов, выступающую как алгоритм обучения.

Алгоритм – совокупность действий, правил решения поставленной задачи. В основе алгоритма лежит принцип расчленения сложного действия на элементарные, следующие друг за другом в определенной последовательности.

Технология алгоритмизации проявляется:

  • в алгоритмизации деятельности педагогического работника при формировании у воспитанников элементарных математических представлений, умений и навыков (алгоритмы формирования); алгоритмы побуждения к развитию первых проявлений математических способностей);
  • алгоритмизации некоторых математических действий воспитанников;
  • алгоритмизации структуры форм специально организованной работы с воспитанниками.

Технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольника открывает возможность педагогу применять алгоритмы:

  • в построении различных форм организации работы с детьми;
  • в различных видах деятельности, независимо от типа наглядности и условий, в которых происходит математическое развитие;
  • в поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи и создания ребенком нового оригинального творческого продукта;
  • позволяет ребенку избежать ошибок и путаницы на пути познания.

Алгоритм формирования трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий воспитателя, направленных на достижение образовательной цели.

Алгоритм некоторых элементарных математических действий воспитанника – совокупность элементарных математических операций, выполняемых в строго определенном порядке для решения задачи определенного типа. Алгоритмизация некоторых элементарных математических действий воспитанниками представлена усвоением ими следующих алгоритмов: счета (количественного и порядкового); составления множества; сравнения множеств по количеству входящих в него элементов; деления целого на равные части; сравнения предметов по величине; измерения; обследования геометрических фигур и т.д. Данные алгоритмы выступают для воспитанника как правила, как общий способ выполнения действий.

Алгоритм структуры форм специально организованной работы с воспитанниками – четкая, научно обоснованная, логическая последовательность структурных частей той или иной формы организации деятельности воспитанников.

Алгоритм побуждения к развитию первых проявлений математических способностей воспитанников – обязательность включения в проведение любой формы организации взаимодействия с воспитанниками специально подобранной серии вопросов и заданий воспитанникам, направленных на развитие интереса к математике и развитие способности замечать во всех явлениях и предметах окружающего мира математические характеристики; развитие умений доказательно объяснять свои действия, действия других, обосновывать свой вариант действий; увеличение объема памяти, развитие ее разновидностей; развитие образно-схематического и логического мышления, воображения.

При формировании элементарных математических представлений у дошкольников педагогом могут использоваться практические, игровые, наглядные и словесные группы методов. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом для достижения лучших результатов предматематического развития дошкольников.

Основными методами выступают: создание проблемных ситуаций, практическая ориентированность математики для дошкольников, моделирование, полифункциональное использование окружающих предметов и явлений с позиции их математического содержания, комплексный подход (использование всех видов деятельности для предматематического развития дошкольников при опоре на ведущий вид на разных возрастных этапах).

На одно занятие планируется реализация содержания по различным компонентам образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования. Количество компонентов, из которых отбирается программное содержание для одного занятия, может варьироваться в зависимости от сложности образовательного содержания, от направленности занятия (изучение нового и (или) закрепление освоенного содержания, применение освоения представлений и умений), от уровня подготовки детей (от 3 до 5 компонентов).

Образовательный процесс может быть организован как за столами, так и в пространстве группового помещения, специальных помещениях (зал, приемное помещение, помещение студии и т.п.) в зависимости от возможностей учреждения дошкольного образования. Они могут быть построены по различным структурным схемам. Выбор остается за педагогом.

Критерии определения результата освоения воспитанником программного содержания:

- правильность выполнения действий;

- степень самостоятельности действий ребенка (действует самостоятельно, без помощи взрослого; выполняет действие с помощью взрослого или с его подсказкой; и с помощью взрослого не справляется с заданием, допускает ошибки);

- степень интериоризации умственного действия (производит действие в умственном плане; выполняет действие частично с помощью осязательного и зрительного контроля; выполняет действие развернуто с помощью осязательного и зрительного контроля);

- достаточность объема представлений (полный объем представлений; частичный).

Научно-методическое обеспечение реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления» в образовательном процессе учреждения дошкольного образования представлен в виде перечня литературы, учебных наглядных пособий по возрастам обучения от первой младшей группы до старшей группы, рекомендованных учебных изданий по дошкольному образованию.

Подготовила Автушко Г.В.

Формирование культуры здоровья

в условии обновленного содержания учебной программы дошкольного образования

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Поэтому так важно нам - педагогам и вам - родителям именно на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Формирование культуры здоровья в рамках обновленного содержания начинается с раннего возраста.  Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников. Целью оздоровительной работы в учреждении  образования является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные технологии, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

Рациональный режим.

Правильное питание.

Рациональная двигательная активность

Закаливание организма.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.

При проведении режимных процессов  придерживаемся следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим - он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например, постепенный подъём после сна. 

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

  Закаливание - еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в учреждении  образования.  Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к воспитаннику и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь.

 Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей. Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных  мероприятий по разным возрастным ступеням.

                                                                             Заместитель заведующего Автушко Г.В.

  

 

Методические рекомендации

по организация познавательно- практической (экспериментальной) деятельности в учреждении дошкольного образования.

В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трёх основных формах:

-занятие

-совместная деятельность педагога и воспитанника

-самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей.

Такие занятия проводятся не чаще чем одно в две-три недели. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения, по  изобразительному искусству и пр.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной и др.)

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

1.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2.Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3.Определение цели, задач работы с воспитанниками (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).  

4.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в познавательно-практическом центре).

5.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

6.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Тренинг на  внимание, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4.Уточнение плана исследования.

5.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Планирование

Познавательно- практическая деятельность (экспериментирование) как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный план изучения с детьми того или иного явления в соответствии с принципом тематического планирования. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно, последовательно знакомить воспитанников  с тем или иным объектом или явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (всё, что создано руками людей). Планируются мероприятия в календарно-тематическом планировании. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учётом требований обновленного содержания учебной программы дошкольного образования.

Предметная пространственная среда для экспериментирования в учреждении дошкольного образования.

Организация мини-лаборатории или уголка познавательно- практической деятельности в учреждении дошкольного образования.

В мини-лаборатории (уголке познавательно- практической деятельности) может быть выделено:

Место для постоянной выставки, где воспитанники  размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)

Место для приборов. Место для выращивания растений.

Место для хранения материалов (природного, бросового).

Место для проведения опытов.

Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные):

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли,  верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

Материалы: природные (жёлуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.); бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.); неструктурированные (песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт).

               Оформление и содержание уголков экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут распределяться по разделам:

«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

Материалы для детского экспериментирования располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в достаточном количестве.

В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов, оформленных на плотной бумаге и ламинированных; на обратной стороне которых описывается ход проведения эксперимента.

В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.

В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития.

Материалы для организации детского экспериментирования в группах необходимо иметь в соответствии с рекомендуемым Перечнем (2007г.)

 

   

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.