Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Нормативные документы

Дата: 25 февраля 2021 в 15:03, Обновлено 31 мая 2023 в 15:39

Обоснование необходимости принятия

постановления Совета Министров Республики Беларусь

«Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь

от 15 января 2019 г. № 22»

1.Цель и правовые основания подготовки проекта.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22» (далее – проект) подготовлен во исполнение подпункта 5.8 пункта 5 Плана мероприятий по выполнению поручений, изложенных в статье 7 Закона Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З «О введении в действие кодексов» (далее – Закон № 93-З).

2. Обоснованность выбора вида нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» внесение изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь осуществляется принявшим (издавшим) его нормотворческим органом – Советом Министром Республики Беларусь – путем принятия (издания) нормативного правового акта того же вида, что и эти акты, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом и иными законодательными актами.

3. Предмет правового регулирования структурных элементов проекта, изменяющих существующее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, информация об изменении концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства и правовых последствиях такого изменения.

Предметом правового регулирования проекта являются общественные отношения, связанные с выявлением неблагоприятной для детей обстановки в семье, признания детей находящимися в социально опасном положении.

Проектом вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление), в целях приведения его в соответствие с новой редакцией Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также по результатам правого мониторинга.

Правовой мониторинг постановления проведен Министерством образования согласно Инструкции о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65, с участием Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Верховного суда Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома в 2020 году. Результаты правого мониторинга обсуждены 29 октября 2020 г. на заседании межведомственной группы для координации осуществления постоянного мониторинга ситуации на местах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

3.1. Проектом предусмотрены изменения и дополнения показателей социально опасного положения детей по всем критериям социально опасного положения, в том числе приведение их в соответствие с новой редакцией Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Показатели социально опасного положения по критерию «1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)» дополнены в целях приведения их в соответствие с нормами статей 67 и 149 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Конкретизирован показатель «родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью» в части систематичности такого нарушения два и более раза в течение шести месяцев подряд.

Показатели критерия «2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления» дополнены случаями, когда социально опасное положение детей приводит к совершению ими уходов из дома, попыток суицидов.

Критерий «3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)» и соответствующие показатели социально опасного положения приведены в соответствие с абзацем четвертым части третьей статьи 67 КоБС в части отнесения их не только к родителям, но и к лицам, участвующим в воспитании и содержании детей.

В Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденное постановлением (далее – Положение), внесены изменения в части:

приведения в соответствие с Жилищным кодексом Республики Беларусь наименования организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, как участников выявления неблагоприятной для детей обстановки и реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

уточнения функций органов по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров социального обслуживания населения, центров социального обслуживания семьи и детей при выявлении неблагоприятной для детей обстановки и реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

уточнения функций организаций здравоохранения при выявлении неблагоприятной для детей обстановки;

уточнения адресата информирования о социально опасном положении ребенка (детей) при переезде семьи по новому месту жительства.

Положение дополнено в части:

направления информации о неблагоприятной для ребенка обстановке в семье в социально-педагогический центр по месту жительства семьи при обучении такого ребенка не по месту жительства его семьи для проведения социального расследования;

принятия советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решения информировать отдел образования об отсутствии в семье критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей);

принятия координационным советом решения отказать в признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении;

уточнения субъектов, имеющих право обжалования, и сроков обжалования решения координационного совета о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении, а также решения о непризнании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении;

механизмов и сроков контроля за положением ребенка (детей) в семье, когда родителям рекомендовано обратиться за оказанием социальных услуг (помощи).

3.2. Срок вступления в силу постановления обусловлен сроком вступления в силу Закона № 93-З – 1 марта 2021 г.

4. Результаты анализа:

4.1. актов законодательства, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения – анализ законодательства, относящегося к предмету правового регулирования проекта, и практики его применения, показал, что противоречий с действующими нормативными правовыми актами не имеется.

4.2. актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики
их применения – анализ актов законодательства иностранных государств не проводился, поскольку корректируемое постановление Совета Министров Республики Беларусь подлежит приведению в соответствие с законодательными актами;

4.3. международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, относящихся к предмету правового регулирования проекта,
и практики их применения – предлагаемые к закреплению предписания соответствуют международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, содержащим обязательства Республики Беларусь, непосредственно относящихся к предмету правового регулирования проекта постановления;

4.4. на предмет соответствия проекта международным договорам
и иным международно-правовым актам, относящимся
к соответствующей сфере правового регулирования – проект постановления не содержит положений, противоречащих международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, относящимся к соответствующей сфере правового регулирования.

5. Информация, отражаемая в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» – не имеется.

6. Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта, свидетельствуют о необходимости корректировки пункта 21 Положения в части установления порядка обжалования решений координационных советов о непризнании детей находящимися в социально опасном положении.

7. Всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе соответствие проекта социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития, а также результаты оценки регулирующего воздействия – принятие постановления не повлечет негативных социальных, финансово-экономических, экологических последствий; оценка регулирующего воздействия проекта постановления на условия осуществления предпринимательской деятельности не проводилась, поскольку проект постановления не предусматривает обязанностей, запретов и ограничений, расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

8. Информация о результатах публичного обсуждения проекта
и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений –проведение публичного обсуждения проекта не требуется, поскольку его нормы подлежат приведению в соответствие с законодательным актом, не устанавливают новых подходов к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений, а также не содержат положений, которые могут оказать негативное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности. 

9. Краткое содержание изменений, подлежащих внесению
в нормативные правовые акты, проектов, подлежащих подготовке,
а также перечень нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу в связи
с принятием (изданием) нормативного правового акта.

В связи с принятием постановления «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22» внесение изменений в нормативные правовые акты, признание нормативных правовых актов утратившими силу не потребуется.

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь                                                        А.В.Кадлубай

«  » февраля 2021 г.

<article> <article>

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019   № 22

ПОЛОЖЕНИЕ

о  порядке  признания  детей  находящимися

в социально опасном положении

 (вступило в силу 01.02.2019 года)

Приложение

к постановлению Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019   № 22

Критерии  и  показатели  социально

опасного положения

Критерии социально

опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями  не   удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей)

  • родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи
  • родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  –  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста
  • родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара
  • родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
  • родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).

2. Родителями  не

обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления 

  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности

3. Родители  ведут

аморальный  образ

жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обращаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка

(детей)

  • в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия
  • установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему

</article> </article>

<iframe frameborder="0" height="22" id="vkwidget1" name="fXD526c1" scrolling="no" src="https://vk.com/widget_like.php?app=2967519&width=100%25&_ver=1&page=0&url=https%3A%2F%2Fsad3shumilovo.schools.by%2Fpages%2Fnovye-kriterii-i-pokazateli-sop&type=button&verb=0&color=&title=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%A1%D0%9E%D0%9F.%20%D0%93%D0%A3%D0%9E%20%22%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%B4%20%E2%84%963%22&description=&image=https%3A%2F%2Fs3-minsk.cloud.mts.by/datastorage%2Fcache%2F30%2Fe6%2F30e67566dc85a94753122bd5fbaa57c7.jpg&text=&h=22&startWidth=809&referrer=https%3A%2F%2Fsad3shumilovo.schools.by%2Fpages%2Ftelefon-doverija&177d912b1dd" width="100%"></iframe>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.